Государственное бюджетное учреждение
Центр социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану

Порядок оформления земельных участков

Порядок оформления земельных участков

Чем регулируется порядок оформления права собственности на земельный участок?

Оформление земельного участка определяется по правилам, установленным федеральным и региональным законодательством:

1. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (Закон "О дачной амнистии").
2. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

3. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
4. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

5. Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

6. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

7. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

8. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

10. Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".

11. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

12. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Как оформить право собственности на земельный участок?

Согласно действующему законодательству оформление права собственности на земельные участки подразделяется на два вида. Первый - это оформление права под существующим индивидуальным жилым домом при отсутствии землеотводных документов на земельный участок. Второй - это оформление права на земельный участок по упрощенной схеме при наличии первоначальных землеотводных документов.

1. Оформление земельного участка в собственность под существующим индивидуальным жилым домом при отсутствии землеотводных документов на земельный участок производится через администрацию того муниципального образования, где находится участок.

Гражданину необходимо изначально подать письменное заявление с просьбой предоставить земельный участок в собственность. По истечении одного месяца гражданину будет дан ответ о возможности оформления права собственности на земельный участок. Затем необходимо будет заказать в специализированной организации топографическую съемку земельного участка, утвердить проект границ, поставить участок на кадастровый учет и провести работы по межеванию. После чего Администрация подготовит Постановление о предоставлении земельного участка в собственность, на основании которого будет заключен соответствующий договор, подлежащий государственной регистрации.

2. Оформление земельного участка при наличии первоначальных землеотводных документов. В настоящее время действует Федеральный закон 30 июня 2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». В народе этот закон называют «дачной амнистией». Настоящим законом установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности граждан на земельные участки, которые были предоставлены до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, является акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти. Речь идет об участках, предназначенных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, если у гражданина имеются документы, подтверждающие его права на землю, либо документы, свидетельствующие о предоставлении земельного участка первоначальному землепользователю, то в соответствии с указанным законом, этот гражданин сможет в упрощенном порядке оформить участок в собственность. Для этого он должен предоставить указанный документ в Управление Федеральной регистрационной службы и приложить к нему кадастровый паспорт земельного участка. Если же участок был увеличен, и площадь его не соответствует первоначальной площади, то гражданин вправе провести работы по межеванию (установлению границ на местности) и получить в собственность фактически занимаемую площадь земли.

Итак, для оформления земельного участка, необходимо:

1. Заказать сведения из государственного земельного кадастра (ГЗК). Для этого, опять же, в зависимости от того, к чему этот участок относится, определяем к кому обращаться. Если это земли населенных пунктов – идем к главе муниципального образования за "ситуационным планом", если это СНТ – к Председателю СНТ за Выкопировкой из генплана.
Для того, чтобы заказать ГЗК необходимо иметь: Оригинал и копию правоустанавливающего документа на землю (обычно это свидетельство), паспорт — если собственник, или доверенность, если собственник – юридическое лицо.

2. Обратиться в организацию, производящую межевание (геодезию) вашего участка. Геодезия или межевание, представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землепользований, определению их местоположения и площади, а также юридическому оформлению полученных материалов. При проведении любых операций с земельными участками необходимо провести землеустроительные работы, которые включают в себя обмеры участка, формирование пакета документов (межевого дела) и последующую сдачу его в соответствующие государственные органы.

Какие документы необходимы для проведения межевого дела землеустроительного участка, находящегося в собственности в сельском (поселковом) населенном пункте?

1. Сведения ГЗК. Представляет собой первый лист кадастрового паспорта земельного участка — форма B.1.

 2. Свидетельство о праве собственности на землю (копия).

3. Основание к имеющемуся свидетельству (копия). Берется только в случае ошибки или исправлении в свидетельстве.
4. Доверенность (при необходимости) — (копия).
5. Ксерокопия паспорта владельца участка (если нет доверенности).
6. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале (заверенные печатью главы сельской администрации). В случае возникновения проблем с согласованием границ участка можно воспользоваться публикацией в газете.
7. Справка об отсутствии арестов и запретов на участок (выдает сельская (поселковая) администрация) — в оригинале.
8. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале.
При оформлении наследства добавляется:
9. Свидетельство о смерти (копия).
10. Справка об открытии наследственного дела.

Какие документы необходимы для проведения межевого дела землеустроительного участка, находящегося в собственности в садоводческом товариществе «С/Т, СНТ, КИЗ, ТИЗ»?

1. Сведения ГЗК. Представляет собой первый лист кадастрового паспорта земельного участка — форма B.1.
2. Выписка из протокола общего собрания о назначении председателя.
3. Свидетельство о праве собственности на землю (копия, заверенная нотариусом).
4. Постановление о выделении земельного участка (копия, заверенная нотариусом). Если имеется регистрационное свидетельство на право собственности, то постановление не требуется.
5. Доверенность (при необходимости) — (копия, заверенная нотариусом).
6. Ксерокопия паспорта владельца участка (если нет доверенности).
7. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале (заверенные печатью садового товарищества). Пример заполнения акта согласования.
8. План на земельный участок (заверенный печатью председателя «с/т») с указанием смежных границ. Если план отсутствует, необходимо взять выкопировку из генерального плана участка у председателя садоводческого товарищества (заверенную печатью председателя «с/т»).
9. Справка об отсутствии арестов и запретов на участок (выдает председатель с/т) — в оригинале.
10. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале.
11. Расписки соседей и председателя с/т о вручении извещений (расписка от председателя должна быть заверена печатью).
При оформлении наследства добавляется:
12. Свидетельство о смерти (копия, заверенная нотариусом).
13. Справка об открытии наследственного дела.

Какие документы необходимы для проведения межевого дела землеустроительного участка, находящегося в собственности в черте города?

1. Сведения ГЗК. Представляет собой первый лист кадастрового паспорта земельного участка — форма B.1.

 2. Свидетельство о праве собственности на землю (копия). 

 3. Основание к имеющемуся свидетельству (копия).

4. Доверенность (при необходимости) — (копия, заверенная нотариусом).
5. Ксерокопия паспорта владельца участка (если нет доверенности).
6. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале.
7. План на земельный участок (заверенный печатью) с указанием смежных границ (может выдать геодезист при необходимости).
8. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале.
9. Расписки соседей, главы сельсовета о вручении извещений (расписка от главы сельсовета должна быть заверена печатью).
10. Извлечение из техпаспорта БТИ (в случае если есть строения на постоянной основе), либо ксерокопия регистрационного свидетельства на дом.
При оформлении наследства добавляется:
11. Свидетельство о смерти (копия, заверенная нотариусом).
12. Справка об открытии наследственного дела.

Какие документы необходимы для проведения межевого дела землеустроительного участка, находящегося в сельском (поселковом) населенном пункте в случае выкупа или приватизации?

1. Постановление о предварительном месте размещения земельного участка и утверждении границ земельного участка (если копия, то заверенная у нотариуса).
2. Ксерокопия топографического плана — (согласованного с хозяйствами).
3. Оригинал генерального плана (проект границ).
4. Доверенность на прохождение кадастрового учета от сельской (поселковой) администрации.
5. Ксерокопия паспорта владельца участка.
6. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале (заверенные печатью главы сельского округа).
7. Справка об отсутствии арестов и запретов на участок (выдает председатель с/т) — в оригинале.
8. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале.
9. Расписки соседей, главы сельсовета о вручении извещений (расписка от главы сельсовета должна быть заверена печатью).
10. Доверенность (при необходимости) — (копия, заверенная нотариусом).

Какие документы необходимы для проведения межевого дела землеустроительного участка, при первичной приватизации в садоводческих товариществах (С/Т, СНТ, КИЗ, ТИЗ)?
 

Для отдела управления Росреестра:
1. Свидетельство на все садовое товарищество (копия, заверенная председателем c/т, либо печатью земельного комитета.
2. Основание к имеющемуся свидетельству — постановление (копия, заверенная председателем c/т).
3. Постановление о регистрации c/т (копия, заверенная председателем c/т).
4. Постановление об утверждении границ c/т.
5. Постановление об утверждении проекта организации и застройки c/т (заверяет председатель c/т).
6. Список членов c/т.
7. Если есть свидетельство в котором говориться, что СТ переименовалось в СНТ (не заверять).
8. Устав СНТ (не заверять).
9. Выписка из протокола общего собрания, либо справка о том, что человек был принят в члены с/т на основании протокола с выделением участка.
10. Копия членской книжки (не обязательно).
11. Выкопировка из ген. плана.
12. Справка об отсутствии арестов и запретов на участок (выдает председатель с/т) — в оригинале.
13. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале.
14. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале (заверенные печатью председателя садового товарищества). Пример заполнения акта согласования.
15. Расписки соседей, председателя с/т о вручении извещений (расписка от председателя с/т должна быть заверена печатью).
16. Ксерокопия паспорта владельца участка (если нет доверенности).
Для кадастровой палаты:
1.Ходатайство от правления садового товарищества.

2. Доверенность.

3. После получения землеустроительного дела (описания земельного участка) у геодезистов, обращаемся с заявлением о постановке участка на кадастровый учет или о внесении текущих изменений. Далее регистрация. Все собранные вами документы предоставляются в двух экземплярах (с копиями). Сдаете документы на регистрацию и в назначенный день получаете.
 

Какие существуют особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства?

Согласно ст. 25.2. Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями и дополнениями) государственная регистрация права собственности гражданина наземельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.