Государственное бюджетное учреждение
Центр социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану

Эссе "Пять самых необычных причин, почему я люблю свою работу"

                                                                            Работа только тогда
                                                                     радостна, когда она,
                                                                          несомненно, нужна
                                                                                      Л.Н. Толстой
 
В жизни каждого человека наступает момент принятия серьезных решений, которые определяют его дальнейший путь, его судьбу. И встает вопрос: «Кем быть?», в какой сфере деятельности предстоит трудиться. Будет ли это связано с техникой или общением с людьми, будет ли это физический или умственный труд. В моем случае, выбранная профессия должна отвечать личностным установкам, желанием достичь в ней успеха, внутреннему принятию себя в этой деятельности. Только понимая значимость своего труда для других, человек может получать радость от того, что он делает. Для меня никогда не было сомнением, что моя работа будет связана с людьми. Выбирая профессию в 17 лет, я  и не представляла, что через 20 лет полученные знания педагогической деятельности в школе  пригодятся мне в работе с инвалидами разного возраста.
Первое время в моей работе было сложно понять, что конкретно можно сделать для людей с ограниченными возможностями. Какую пользу я могу принести им. Но по мере общения с ними, вникая в судьбы людей, узнавая их как личности, я начала осознавать, насколько значима моя деятельность, не только в их жизни, но и в моей. 
 
Первые встречи
 
                                                      Человек бесконечно одинок в этой жизни,
                                        и чаще всего в период болезни…
                                                       особенно резко чувствуют одиночество те,
                                                      чья болезнь растягивается на всю жизнь…
                                                                                            Л. Коноплина
 
Страшно быть инвалидом, ограничивать себя в своих возможностях, дверь в большой мир для таких людей, как правило, закрыта.
Некоторое время назад в социальных сетях я познакомилась с молодым парнем 18 лет. Еще два года назад Евгений был здоров и полон жизни. Несчастный случай приковал его к инвалидной коляске. Узнав о его трагедии, я не смогла остаться безучастной к его судьбе.
Войдя к нему в дом с обследованием, я выяснила, что, в общем, он обеспечен техническими средствами реабилитации, которые позволяют Евгению с посторонней помощью справляться с бытовыми и жизненными трудностями. Но при этом не хватало тех средств, которые можно использовать самостоятельно. Например, это доска для пересадки. Есть ходунки, но в силу своего недуга, Евгений не может использовать их по назначению. Встала необходимость подобрать специальную модель параподиума, с помощью которой молодой человек мог бы передвигаться самостоятельно и тренировать свои мышцы. Умный, красивый парень стремится восстановиться и встать на ноги. Его уверенность в своем будущем заставила меня по-новому посмотреть на решение проблем. Приняв личное участие в оформлении и доставке нужных средств реабилитации, ощущая положительные эмоции молодого человека, я сама испытала  чувство глубокого удовлетворения от проделанной работы.
 
Разбираемся в проблеме
 
                                            Одни живут в темноте,
                                                                  тогда как другие живут при свете…
                                                          Наша цель - принести свет тем,
                                                кто находится в темноте.
                                                                                     Жан-Люк Симон
 
Программа «От изоляции к интеграции»  во всем мире включает не только строительство пандусов и съездов, но и целый ряд мероприятий по устранению всех возможных барьеров. И одним из таких барьеров является информационный вакуум.
Человек, будучи здоровым, пропускает мимо себя даже ту минимальную информацию, которая предназначена для людей с ограниченными возможностями. И только попав в трудную жизненную ситуацию, он пронимает, в какой темноте незнания находится. Он не знает, как справиться с психологическими проблемами, не знает, в чем заключаются меры социальной поддержки инвалидов.
Еще несколько месяцев назад практикующий врач «Российского научного центра «Восстановительная травматология и ортопедия» им. Академика Г.А. Илизарова»  Морозов Валерий Юрьевич ставил людей на ноги. Но прогрессирующее заболевание привело к гангрене обеих конечностей  и, как следствие, к ампутации. И здесь встал вопрос не только психологической помощи, но и консультирования по оформлению необходимых документов для получения индивидуальной программы реабилитации, получения технических средств. Именно эту информацию я смогла предоставить родственникам заболевшего доктора. Практика показывает, что данная деятельность не только дает знания клиентам, но и заставляет самообразовываться и самосовершенствоваться, находить и получать ценную информацию и передавать ее людям с функциональными отличиями.
 
 
Необходимое  –  в новом
 
Хорошие идеи не принимаются 
 «на ура» автоматически, их надо 
                                                         внедрять в практику  
                                                             с отважным терпением
                                                                                 Найман Риковер
 
Для того, чтобы охватить людей с различной степенью ограничения здоровья наиболее полно, недостаточно проводить консультирование, содействовать в сборе документов и получении технических средств реабилитации, необходимо также находить и новые формы работы с инвалидами. Мое твердое убеждение заключается в том, что каждому человеку нужна индивидуальная помощь и внимание. Цель моей работы - помочь каждому обратившемуся ко мне инвалиду полноценно жить. Главное - вернуть человека в общество, несмотря на его функциональные отличия. Чтобы он не замечал, что чем-то отличается от окружающих его людей. И этому способствует внедрение такой инновации как «Школа ухода за маломобильными гражданами».
Я считаю, что недостаточно просто выдвинуть идею, нужно в полной мере реализовать ее так, чтобы она приносила пользу тем, кто нуждается в помощи.
Когда возникла идея создания «Школы ухода за маломобильными гражданами» в нашем учреждении, я не имела представление о том, как правильно обучать, например, слепых людей. Для того, чтобы обучить слабовидящего или тотально слепого человека мне самой пришлось разобраться в принципе работы таких приборов, как глюкометр с речевым выходом, часы-будильник с речевым выходом и т.д.
Жизнь слепого человека невозможна без использования специальных средств для ориентации в быту, на улице, в транспорте и т.д. Облегчению этой задачи способствуют тифлоприборы. Но не все слабовидящие люди знают, как правильно ими пользоваться, к тому же в последнее время таких приборов появляется все больше и больше, они становятся разнообразнее и требуют специального обучения для  правильного использования. 
Современная наука изобрела такой сложный и нужный прибор, как глюкометр для слабовидящего человека. Получая  такие приборы, не каждый человек может самостоятельно разобраться в нем. Ко мне обратилась Александра Андреевна Копырина, инвалид по зрению, страдающая заболеванием сахарного диабета. Вместе мы изучили и поняли, как действует глюкометр, как необходимо правильно и вовремя пользоваться им.
Чтобы правильно подготовить занятия в  «Школе ухода», грамотно проконсультировать, показать наглядно действия приборов необходимо много читать, изучать, встречаться с людьми, имеющими различные отклонения в здоровье.
Общение с ними дало мне возможность понять, что конкретно их волнует, какие преграды им приходится преодолевать.
Нельзя забывать о том, что бывает нужна и экстренная помощь людям, получившим различные травмы и перенесенные операции. Не имея группу инвалидности, у них нет возможности получить то или иное средство реабилитации, будь то кресло-коляска, трость, костыли или ходунки. С этой целью был открыт социальный пункт проката технических средств реабилитации. Изучая средства  реабилитации, которые будут необходимы гражданам, я даже не могла представить, какое огромное количество различных видов всевозможных приспособлений производится сейчас для людей с ограниченными возможностями. Я прекрасно понимаю, что невозможно собрать в нашем пункте проката все средства реабилитации, но то, что мы имеем сейчас, пользуется спросом. Удовлетворение приносит осознание того, что мы имеем возможность предложить эти средства тем, кому они действительно необходимы в данный момент. И это не пустые слова. Сколько раз, общаясь с разными людьми, я узнавала от них о случившемся несчастье, которое произошло с ними, или с их родными и близкими. Видя в глазах людей благодарность за помощь, понимаешь важность применения инновационных технологий в моей работе. И это дает огромный стимул искать новые пути и методы поддержки людей с ограниченными возможностями и реализовывать их на практике.
 
От сердца к сердцу
 
                                                        Самая большая на свете роскошь
                                                                    - это роскошь человеческого общения
                                                                          А. де  Сент – Экзюпери
 
Одной из главных психологических проблем инвалида является проблема одиночества. Это тяжелое психологическое состояние обычно сопровождается плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, так как у них мало социальных контактов, а их личные связи с другими людьми либо ограничены, либо вовсе разорваны. Этому в большей мере подвержены молодые инвалиды.
Для того, чтобы молодежь с ограничением и без ограничений в здоровье могла общаться, развивать и реализовывать творческие способности, был создан клуб для молодых инвалидов «Преодоление». Какова бы ни была тема занятий, главное в них – общение, в ходе которого раскрывается огромный жизненный потенциал человека, большую часть своего времени проводящего дома, порой, в маленьком закрытом пространстве. 
Встретившись на первом занятии, молодые люди были замкнуты и отстранены. Несмотря на то, что они и раньше знали друг друга, они боялись раскрыть душу, им было психологически сложно участвовать в конкурсах и викторинах, да и просто веселиться. Основная трудность работы в клубе заключалась в том, что у большинства из членов клуба имеется задержка в умственном развитии.
Недавно к нам в клуб обратился отец Ромахина Владислава, инвалида с детства. Владислав довольно коммуникабельный и любознательный, но недостаток общения со сверстниками наложил отпечаток на его психику и поведение. Он не мог долго быть в коллективе, постоянно отвлекался на телефонные звонки, давая понять, что происходящее его не волнует. Видя заинтересованность остальных в общем деле, он постепенно начал вникать в происходящее, приобрел друзей, у него появились определенные симпатии. Сейчас ни одно мероприятие не обходится без его участия, и это меня очень радует.
И я понимаю, что, только не боясь расплескать свою душу, не боясь выразить свое участие в судьбе каждого из них, можно вызвать желание творить добро друг для друга. И постепенно, шаг за шагом, от занятия к занятию молодые парни и девушки начинают чувствовать себя увереннее. На их лицах пропадает тень сомнений, растерянность. Теперь, спустя 4 года после первого занятия в клубе, они уже чувствуют себя командой. Совместные мероприятия: дни рождения, выезды на природу, психологические тренинги,  спортивные и конкурсно-развлекательные программы еще больше сближают их. И молодые люди – инвалиды, для которых общение было трудным шагом, теперь с удовольствием проводят совместно время и получают от этого заряд бодрости и энергии. Я не ищу повод отмахнуться от просьб этих людей. А они верят в меня, в мою поддержку. И видя то, как человек на глазах расцветает, радуется этой жизни, я чувствую, насколько важна моя миссия. Таким образом, я получаю свою меру счастья.
 
Вместе мы сможем многое
 
                                              Есть превосходные люди,
                                       которые невыносимы,
                                                             и другие: слепые, немые, увечные,
                                               которые нравятся со всеми
                         недостатками
                                                                     Ф. де Ларошфуко
 
Пожалуй, трудно  быть профессионалом во всем. Нет такого универсального человека, способного показать незрячему картину, спеть песню со слабослышащим, станцевать с тем, кто прикован к инвалидной коляске.
Работая с инвалидами, я постоянно сталкиваюсь с проблемой  обмена информацией. Порой достаточно сложно понять, в какой именно помощи нуждается тот или иной человек: слепой, глухой, не способный передвигаться.
Постоянное, тесное сотрудничество с общественными организациями инвалидов дает мне большой шанс обрести умения и навыки общаться с людьми, у которых имеются различные отклонения в здоровье. 
Так я узнала, что инвалиду с нарушением опорно-двигательной системы облегчают жизнь: электрическая коляска, приспособления для уборки квартиры и приготовления пищи, транспорт с подъемником, пандусы, съезды, широкие двери, лифты и многое другое.
Теперь я знаю, что нужно слабовидящему человеку, чтобы он мог активно жить: очки, шрифт Брайля, специальный говорящий компьютер, собака-поводырь, звуковой светофор, говорящие часы, термометры и тонометры с речевым выходом и многое другое.
А слабослышащему человеку помогут в жизни слуховой аппарат, язык жестов, титры на экране, сурдопереводчики.
Для меня приобретение этих знаний является своеобразным «Уроком доброты». И я благодарна специалистам Курганской городской организации инвалидов Всероссийского общества инвалидов, «Курганской местной организации Всероссийского общества слепых», Всероссийского общества глухих Курганского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов, за их желание поделиться своим огромным бесценным опытом. Я считаю, что такие уроки должны получать не только специалисты по реабилитации инвалидов, но и специалисты любой сферы деятельности.
Мы все должны уметь оказывать ситуационную помощь инвалидам. Это необходимо для того, чтобы любой человек – с ограничениями в здоровье или без них –  мог свободно чувствовать себя в школе,  больнице,  банке,  магазине, на стадионе, в театре…
 
Будущее без инвалидности
 
Вы смотрите на что-то
 и говорите: «Почему?». 
А я мечтаю о чем-то, 
чего никогда не было, и говорю: 
«А почему бы и нет?». 
Бернард  Шоу
 
Мой опыт работы с инвалидами говорит о том, что примерно 90% из них могли бы быть в полной мере самостоятельными: иметь работу, совершать покупки, обустраивать свой быт, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Но есть ряд негативных тенденций, не позволяющих им в полной мере проявить себя в современной жизни. Во-первых, усилия государства по созданию доступной среды для инвалидов пока еще недостаточны для кардинального изменения ситуации к лучшему. Во-вторых, большинство не имеющих инвалидности граждан относятся к людям с ограниченными возможностями предвзято. И наконец, в-третьих, этому препятствует патерналистское мировоззрение самих инвалидов, привыкших, что о них заботится государство.
Таким образом, чтобы примерно 12 миллионов проживающих в России инвалидов смогли жить полноценно и самодостаточно, я считаю необходимым выполнение трех условий:
1) инфраструктура населенных пунктов, транспортная инфраструктура, а также технологии массового потребления (бытовые приборы, сотовые телефоны, ПК и др.) должны быть полностью доступны для использования инвалидами благодаря универсальному дизайну; 
2) не имеющие инвалидности люди должны воспринимать на равных людей с ограничениями здоровья;
3) инвалиды должны изменить свое потребительское отношение к государству и обществу во всех сферах жизни и стремиться к тому, чтобы в способностях и возможностях не уступать людям без инвалидности.
Это три очень сложные задачи. Но если их решить, инвалидность как социальный феномен перестанет существовать – исчезнут социальные и физические барьеры, разделявшие людей с разным качеством здоровья.
Какова же роль специалистов по реабилитации инвалидов будущего в решении этих задач?
Во-первых, специалист по реабилитации инвалидов будущего – это человек, способный предоставить инвалиду информацию обо всех возможностях его социальной интеграции и реализации его потенциала в сфере труда, общественных отношений, творчества и досуга. Это подразумевает широту и многогранность знаний специалиста по реабилитации инвалидов, а также высокий уровень внедрения информационных технологий в его работу.
Одной из таких технологий может стать сайт, представляющий собой пополняемую и обновляемую, в том числе самими инвалидами, и модерируемую специалистом по реабилитации инвалидов базу данных возможностей инвалидов в различных сферах жизнедеятельности. Подобный проект уже реализуется в нашей работе. Программа «Твое право» замечательно помогает в информировании обращающихся к нам инвалидов об их правах и льготах.
Но не стоит забывать, что техника, технологии, инновации – все это лишь вспомогательные средства в превращении инвалидов в полноценных членов общества. Решающий фактор в этом вопросе – человеческий. Сами люди должны друг друга понять и принять. Если этого не произойдет, то никакие медицинские технологии, информационные системы и технические средства реабилитации будущего и даже полностью доступная для инвалидов среда не смогут стереть границы между инвалидами и обычными людьми. Отсюда вытекает следующая важная черта моих будущих коллег – умение в доступных масштабах влиять на общественное сознание с целью развенчания мифов о том, что инвалиды чем-то хуже здоровых людей, будь то способности к передвижению, обучению, труду, общению, не говоря уже о внешнем виде, привычках, поведении. 
Можно высказать предположение, что через 25 лет среда в России станет доступной, и каждый инвалид сможет свободно без посторонней помощи выходить из дома (многие современные колясочники мечтают больше всего об этом), пользоваться любыми средствами транспорта, свободно и без лишних усилий передвигаться по городу, посещать все общественные здания. Если этого все-таки не будет сделано, то эффективно влиять на общественное сознание с целью формирования у здоровых людей мнения о том, что инвалиды ни в чем им не уступают, на мой взгляд, не получится. Доступная среда – это мост между одним большим миром и множеством малых, и пока он не будет возведен, вы не убедите жителей большого мира в том, что жители малых миров могут все то же, что и они сами.
Наконец, моим будущим коллегам потребуется влиять не только на массовое, но и на индивидуальное сознание. В первую очередь это касается родителей молодых инвалидов. В настоящее время многие из них «выращивают» из своих детей «комнатные растения», которые по достижении зрелого возраста не смогут о себе позаботиться из-за гиперопеки со стороны родителей в детские и подростковые годы. Родителей важно научить и дать понять, что на этапе взросления преодолеваемые трудности превращают инвалидов в очень сильных характером людей, способных быть полноценными субъектами общественных отношений. Специалисты по реабилитации инвалидов 2040 года должны будут уметь справляться с этой задачей.
И все-таки не стоит забывать, что в каком бы времени мы не жили, сколько бы технологических и программных решений не применяли в работе, главным механизмом реабилитации всегда было, есть и останется понимание и принятие человека человеком.
И в будущем специалист по реабилитации  – это в первую очередь человек, искренне стремящийся помочь не только инвалиду обрести уверенность в себе, но и обществу адаптироваться к тем, кто имеет ограничения здоровья. Так было, есть и будет.
 
А теперь, прочитав вышеизложенное, вы можете задать мне самый главный вопрос: «Является ли все то, о чем я говорила, теми пятью самыми необычными причинами, почему я люблю свою работу?». Я с уверенностью могу ответить вам: «Да!».
Именно эти пять шагов я делаю каждый день в своей жизни, в своей работе:
- встреча с человеком дает мне возможность увидеть то, что волнует его,   что его беспокоит;
- беседа с ним позволяет мне наметить пути выхода из сложившейся ситуации;
- помогая в обучении навыкам ухода и пользованию техническими средствами реабилитации, я помогаю инвалиду и его родственникам справиться с недугом;
- общаясь, я  приобретаю  друзей, вовлекаю их в клубную деятельность, благодаря которой они выходят из круга своего одиночества;
- сотрудничая с общественными организациями инвалидов, я получаю большой опыт и знания, каким образом повернуть инвалида к обществу, а общество к инвалиду.
Да, я знаю, что это тяжелый путь – постараться вернуть инвалидов в жизнь, создать для них условия, чтобы они не просто прозябали и не были в тягость родственникам, а чтобы смогли жить достойно, и чтобы своим трудом они вносили лепту в наш общий дом.
Принося пользу людям, я вижу, как меняется их жизнь, как их лица озаряются улыбками, как появляется свет надежды и радости в их глазах. Я понимаю, что это результат моей работы. И я чувствую, как и моя жизнь наполняется смыслом и приобретает значение.
 Каждый мой шаг чего-то стоит, медленно, но верно я иду к своей цели. И за это я люблю свою работу!
 
Заведующий
отделением социальной реабилитации 
граждан пожилого возраста и инвалидов
Каткова С.Н.